Погибнут или трансформируются? Что станет с библиотеками в ближайшие 10 лет?

Sorry, this entry is only available in Russian.

Автор: Юрий Гугнин

Понимаю, что не у каждого читателя хватит времени и сил на 10 глав этой статьи, поэтому в самом начале расставлю пару важных акцентов. Спасибо экспертам, которые внимательно прочитали материал и донесли мне эти идеи.

1. Я ни в коем случае не стараюсь обличить библиотекарей в лени или ограниченности кругозора. Очевидно, что нынешняя бюрократическая система слишком громоздкая, поэтому на трение уходит слишком много энергии. Сотрудники библиотек тратят до трети времени на отчетность, часть которой можно заполнять автоматом, часть можно отменить. Плюс, общая атмосфера ограничивает творческие порывы, поэтому большинство энтузиастов не пробегает больше года, устав биться головой об стену. Итого: основные вопросы к организации системы, а не к сотрудникам конкретных библиотек.

2. Также складывается понимание, что идеальная библиотека, как Википедия, должна быть независима и от корпораций, и от государств. Спонсором должно быть общество. Это хорошо для всех: государство освобождается от дополнительной нагрузки и лишних вопросов, а библиотека освобождается от политической цензуры. Если вдруг кто-то решится на такую трансформацию, то, конечно же, ее надо делать очень аккуратно, начиная с точечных экспериментов и постепенного построения гибкой саморазвивающейся эко-системы.

3. После прочтения статьи может показаться, что забыты важные роли библиотек: место проведения спокойного досуга, чтение новых книг и журналов, обсуждение книг-журналов-фильмов в сообществе. Я сознательно не затрагивал эти функции, потому что они итак достаточно хорошо выполняются, а статья посвящена участкам для трансформации.

Давно ли вы ходили в библиотеку?

Последний раз я был там в 2008 году, да и то вынужденно: в университетской библиотеке надо было поставить отметку о том, что я вернул все книги и имею право получить диплом об окончании ВУЗа.

На самом деле, потребность в бумажных учебниках закончилась у меня еще в 2005 году, и с тех пор моими источниками знаний стали жизнь, интернет и профессиональные сообщества. Хотя в школьном возрасте я был завсегдатаем районной библиотеки: модемный интернет был дорогой и медленный, полезного контента в сети было немного, а читать и познавать новое я обожал с малых лет.

При этом, Российская Ассоциация Электронных Библиотек рапортует, что в России 64.5 млн. зарегистрированных пользователей библиотек и почти 2 миллиарда посещений в год, т.е. по статистике средний россиянин ходит в библиотеку примерно раз в месяц. Кто все эти люди? Есть ощущение, что это — мертвые души, ибо я не смог найти человека, посещавшего библиотеку хотя бы раз за последние несколько лет. Кроме моей тещи, которая давно трудится в библиотеках подмосковного райцентра. Краткое описание потока людей в ее заведениях: «почти никого нет». Не удивлюсь, если мой абонемент 15-летней давности до сих пор хранится в Лефортово и учитывается в статистике.

Так почему же люди перестали ходить в библиотеки? Редактор Washington Post ответил просто: «если Google дает бесплатную информацию, а Starbucks — бесплатный Wi-Fi, то зачем нужна библиотека?». Похоже, перед сообществом библиотекарей всего мира стоит выбор: либо вся отрасль умрет, либо найдет новые смыслы и трансформируется. Давайте попробуем разобраться, что такое библиотеки и чем они могут быть полезны в XXI веке.

Для чего создавались первые библиотеки?
Первая библиотека фонда Карнеги (The Carnegie Free Library, Braddock, PA).

Одна из самых первых библиотек в мире, в Александрии, была своеобразным коворкингом: там за общественный счет обеспечивали проживание творческих коллективов и обмен знаниями. Библиотека была частью большого музея, с ботаническими садами, лабораториями, жилыми помещениями и местами общепита. Фактически, это была не только платформа для перевода, копирования и хранения письменных материалов, но и своеобразный стартап-инкубатор для работ Евклида, Архимеда и их коллег.

Знаменитый филантроп, Эндрю Карнеги, построил на свои деньги тысячи библиотек в нескольких странах. Интересно, что его фонд в 1880-х годах разработал набор готовых архитектурных решений для постройки библиотек, и там помимо читальных залов были предусмотрены комнаты для лекций и других совместных активностей. То есть, еще в 19 веке библиотека подразумевалась как центр объединения сообщества, создания и распространения знаний, а не только как хранилище книг.

Теперь у нас есть, от чего оттолкнуться и подумать, как можно применить библиотеки в современном мире.