Знамя Мира

Знамя Мира — символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (15 апреля 1935 года).

Данный знак был предложен Н. К. Рерихом для международного Пакта по охране культурных ценностей. По его мнению этот знак: «Имеет огромную древность и встречается во всем мире, потому не может быть ограничен какой-либо сектой, религией или традицией, ибо он представляет эволюцию сознания во всех её фазах».

 

Николай Рерих описывает предложенный им знак и его символику в следующих образных выражениях:

«… предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая ещё раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.»

«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры.»

 

По одной из версий, источником замысла Н. К. Рериха по созданию знака Знамени Мира является древнерусская икона Андрея Рублёва. В буддизме схожий символ называется триратна. Рерих описывает это в своём письме к барону М. А. Таубе:

«Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева „Святая Живоначальная Троица“ Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева. Пусть этот снимок будет у Вас в Париже на случай каких-либо новых попыток опрокидывать уже существующее. Посылаю Вам ещё снимок Св. Владычицы Знамени — Мадонны Орифламмы.» Н. К. Рерих — барону М. А. Таубе, 13.2.1932 г.

 

Н. К. Рерих приводит свидетельства о наличии элементов знака Знамени Мира в артефактах и образах великих подвижников человечества:

«Сегодня почта из разных стран принесла немало знаков о движении нашего Пакта по охранению Культурных ценностей. Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца „…“, утверждённая к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображения Святого Доминго из „Силоса“ (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440). На всех этих изображениях можно видеть знак Знамени Пакта, что для многих будет полезно запомнить»

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру».

 

Hans Memling - Christ Surrounded by Musician Angels - WGA14935.jpg

Мемлинг, Ганс «Христос, окружённый поющими ангелами» (1480-е, Антверпен)

 

Samarkand obl coa n6152.png

Тамга Тамерлана на гербе Самарканда

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ).jpg

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

 

Условия использования знака «Знамя Мира»

Памятники и учреждения, на которые предполагается установить знак Знамени Мира подлежат включением национальным правительством страны в специальный перечень.

  • Статья IV

Правительства государств, подписавших настоящий договор и присоединившихся к нему, одновременно с подписанием договора или присоединения к нему, направляют в Пан-Американский союз перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором.

При уведомлении правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах Пан-Американский союз направляет им перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне.

  • Статья V

Памятники и учреждения, указанные в статье I, перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях.(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

 

Автор знака, Н.Рерих писал об этих условиях так:

«Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран».

Из слов Николая Рериха видно, что для того, чтобы иметь право выставлять отличительный флаг, необходимо быть зарегистрированными органами Пакта. Такое же положение существует и относительно отличительного флага Красного Креста (также созданного на основе древнейшего символа — креста).

Однако протодиакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции», опираясь на тексты «Живой этики», подвергает критике пацифистское намерение использовать знак и излагает такую точку зрения на символизм «Знамени мира»

Но при более близком знакомстве с текстами прорериховского круга оказывается, во-первых, что этот символ изобретён отнюдь не Рерихом. Прежде всего это «Знамя Владык, Знамя таинственной Гималайской Общины великих Учителей, которых на Востоке называют Махатмы. Это — Трёхглазое Знамя Шамбалы. «В индуистской мифологии он («знак Рериха») означает чудесный камень Чантамана, который исполнял любые желания людей, чистых сердцем. То есть перед нами некий магический талисман, призванный, говоря в терминологии современных оккультистов, изменять «энергетику» того места, в котором он находится.

Его функция так описывается Махатмами: «Великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея от зла». Ясно, что это знамя — отнюдь не пацифистский знак, но некий оккультный талисман. Частный акт, призывающий защищать памятники культуры от военного вандализма, никак не может претендовать на звание «панацеи от зла».

 

Использование Знамени Мира до Второй мировой войны

В целях продвижения Пакта Рериха в 30-х годах 20-го века в разных странах были созданы общественные организации, которые использовали символ Знамени Мира в качестве собственной символики, в изданиях посвящённых защите культурных ценностей, при проведении культурных мероприятий. Среди них: «Международный союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира» (Брюгге, 1931 г.), «Всемирная Лига Культуры и Всемирный Совет Культуры» (Нью-Йорк, 1931 г.), «Индийский комитет Пакта Рериха» (Наггар, 1931 г.) , «Особый Комитет Пакта Рериха при Европейском центре» (Париж, 1932 г.), «Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира» (Нью-Йорк, 1933 г.), «Харбинский Русский Комитет Пакта Рериха» (Харбин, 1934 г.), «Комитет по продвижению Пакта Рериха» (София, 1934 г.), «Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира» (Брюссель, 1934 г.) и т.д.

Под Знаменем Мира проводились многочисленные акции, международные конференции, встречи и собрания. Кульминацией деятельности данных организаций стало подписание Пакта Рериха в 1935 году.

После подписания Пакта организации под Знаменем Мира были созданы во многих странах Америки и Европы. Наибольшую активность вёл «Португальский Комитет Пакта и Знамени Мира» (Комбра, 1939 г.). В процесс присоединения к Пакту подключились прибалтийские республики. В прибалтийских странах были созданы организации, которые использовали Знамя Мира в качестве собственных символов: «Общество имени академика Н. К. Рериха» (Литва, 1936 г.), «Комитет Пакта Рериха» (Рига, 1937 г.), «Эстонский инициативный комитет Пакта Рериха» (Таллин, 1937 г.). В октябре 1937 г. в Риге состоялся I конгресс Прибалтийских обществ Рериха. Съезд постановил создать при каждом обществе имени Рериха в балтийских государствах Комитеты Пакта Рериха, которые занимались бы защитой культурных и художественных ценностей.

Кроме того в Европе и Америке в 30-х года 20-го века были созданы общества Рериха (Общества друзей музея Рериха и т.д.), которые также использовали Знамя Мира или его элементы в качестве собственных символов. Среди них: «Латвийское общество друзей Музея Рериха в Нью-Йорке» (Рига, 1930 г.), «Европейский центр имени Николая Рериха» (Париж, 1932 г.), «Фонд Рериха за Мир, Науку, Искусство и Труд» (Брюгге, 1932), «Французское Рериховское общество» (Париж, 1932 г.), «Общество Музея Рериха» (Рига, 1938 г.).

В Индии 17 ноября 1938 года Знамя Мира было поднято над Карачи (Индия). Тогда же литературное общество города Бенареса приняло специальную резолюцию по Пакту Рериха. Кроме обществ, использующих Знамя Мира в Европе были организовано несколько музеев Рериха: «Музей картин Николая и Святослава Рерихов» (Рига, 1933-1940 г.), «Музей Рериха» при «Фонде Рериха за Мир, Науку, Искусство и Труд» (Брюгге, 1932 г.).

Отдельно стоит выделить организации, основанные лично Н.К. Рерихом. Большинство из них использовали символ Знамени Мира в своих логотипах и эмблемах. В первую очередь – это «Музей Рериха», «Международный Центр Искусств», «Общество Рериха». Большая часть рериховских организаций вела активную работу вплоть до 1940 года и прекратили свою активную деятельность в связи с последующими событиями. В Париже, перед началом Второй мировой войны, французский общественный комитет Пакта направил предложение о принятии Пакта Рериха посольствам ряда европейских государств.

Использование Знамени Мира после Второй мировой войны

Несмотря на тяжесть послевоенных лет, движение не угасло. Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира действовали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии и на Кубе, многие из них были созданы после войны.

В декабре 1945 г. Комитет Пакта и «Знамени Мира» возобновил свою работу в Нью-Йорке. В 1949 году в Нью-Йорке по инициативе американских сотрудников Рерихов был открыт новый Музей Николая Рериха, который качестве своего логотипа выбрал символ Знамени Мира с подписью «PAX».

В 1948–1949 годы развернул активную кампанию Итальянский Комитет Пакта Рериха, созданный в Болонье востоковедом Энрико Джерардо Карпани. В 1949 г. в Болонье был создан Рериховский университет.

В сентябре 1948 г. за Пакт высказалось и Правительство свободной Индии. В конце 1940-х гг. в Индийском Комитете Пакта Рериха и Знамени Мира было 18 видных деятелей государства и культуры.

Использование Знамени Мира в современный период

В настоящее время Комитеты Знамени Мира и Рериховские организации продолжают работу во многих странах мира. Наибольшую активность имеют организации Латинской Америки, Мексики и стран Восточной Европы, включая Россию.

Герб Волосовского муниципального района
19 июля 2006 года сейм Литовской Республики принял постановление о ежегодном праздновании Дня Культуры — 15 апреля (в день подписания Пакта Рериха). В этот день культурные и правительственные учреждения Литвы поднимают Знамя Мира, проводятся специальные мероприятия, торжественные собрания и встречи. С 5 июля 2006 года стилизованный знак Знамени Мира присутствует на гербе и флаге Волосовского муниципального района.

В 2010 году в Москве было учреждено Международное Движение за утверждение «Всемирного Дня Культуры под Знаменем Мира», которое объединяет общественных деятелей 13 государств, 34 творческих и научных организаций.

26 декабря 2012 года республика Аргентина присоединилась к празднованию Международного Дня Мира, законодательно закрепив Знамя Мира в качестве официального флага праздника. 21 сентября каждого года Знамя Мира подымается над государственными учреждениями республики.

При ООН действует НГО «Международный Комитет Знамени Мира» (Мексика), которое инициирует установку Знамени Мира над Культурными и учебными учреждениями Мексики и других стран. Организация выступила с инициативой присвоения звания «Город Мира». Знамя Мира является основным символом Городов Мира. Так в Аргентине провозглашены три Города Мира, в которых Знамя Мира установлено постоянно. В России с 2008 года подобным городом является город Елец, а в 2014 году Алтайскому краю было присвоено звание «Территория Мира». С 2010 года Знамя Мира изображено на официальном флаге Изварского сельского поселения.

В России Знамя Мира получило широкое распространение с конца 80-х годов 20-го века. Знамя Мира широко используется культурными инициативами, культурными организациями, а также организациями, связанными с наследием семьи Рерихов.

 

 

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Banner_of_Peace